Последовательность выполнения заданий:
1. Артикуляционная гимнастика (см. рубрику Артикуляционная гимнастика)
2. Пальчиковая гимнастика и раскраска по теме недели (см. рубрику Пальчиковая гимнастика)
3. Звук Р (см. задания ниже)
4. Звуки Рь (см. задания ниже)
5. Звуки Ль — й (см. задания ниже)
Задания для закрепления правильного произношения выполнять ежедневно по 2 раза за 1 занятие.
18.10.2018
Звук Р
Закрепление произношения звука Р в предложениях, составленных на основе словосочетаний.
В магазине продают красивый дорогой мрамор.
Мы купили старый фарфор.
Дети разбили фарфоровый сервиз.
Нужно развернуть грузовик направо.
Продавцу всегда нужно сортировать продукты.
Вор пробирается во двор.
18.10.2018
Звук Рь
Произносить слова.
ри
С ударением на слоге.
Рис, ирис, Борис, Рита, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, буквари, фонари, снегири.
Без ударения на слоге.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, токари, слесари, рисунок, коридор, верить, мерить, жарить, комарик, топорик, фонарик.
Слова со стечением согласных.
Крик, грива, гриб, криво, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, привыкать, примерить, трикотаж.
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Ль-Й НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки Ль—Й ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов лилия, Юля, можно услышать лиия, Люя и наборот).
Работа по дифференциации звуков Ль — Й помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности на письме
Звуки Ль – й в слогах
Следить за положением языка: на звук Ль кончик языка поднимается, на звук Й – опускается. Если наоборот звуки отсутствуют.
— Слушай внимательно и повторяй правильно:
Ля – я
Лю – ю Ли – и Ле – е Лё – ё
|
Е – ле
Ю – лю И – ли Я – ля И – ли |
18.10.2018
Звуки Ль – й в словах
Четко проговорить каждое слово, соблюдая правила произношения
Ль – язык вверху
Й – язык внизу
При затруднении помогает рука взрослого: пальцы внизу – язык внизу Й, пальцы вверху – язык вверху Ль.
Мая – миля, юбка – любим, ежик – лежа, йод – лед, юг – люк, есть – лезть, ехать – лето, поет – полет, ябеда – лебеда, едва – листва, дай – даль, мой – моль, топай – тополь, бой — боль, соя – солит.
1.11.2018
Звуки Ль – й в одном слове названии
Четко проговорить каждое слово, соблюдая правила произношения
Ль – язык вверху
Й – язык внизу
Ели, клей, лейка, линейка, бельё, талия, клюёт, лилия, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, веселье, гулянье, клинья
Звук Рь
Произносить предложения со звуком Рь, выделять звук в каждом слове при произнесении.
У Бори фонарик.
Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесёт грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идёт отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки.
|
+ 8.11.2018
Дифференциация звуков Ль — Й в одном слове – действии
Чётко проговорить слова – действия. Уточнить значение незнакомых слов.
Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают
Автоматизация звука Р в чистоговорках
Четко, выделяя звук Р, произнеси чистоговорки 3-5 раз. Затем повтори их по ролям: взрослый — начало (Ра-Ра-Ра), а ты — конец (на дворе жара).
— Повтори правильно
Ра – Ра – Ра – на дворе жара
Ра – Ра – Ра – в парк идти пора
Ро – ро – ро – новое перо
Ру – ру – ру – не люблю жару
Ру – ру – ру – крот залез в нору
Ры – ры – ры – красные шары
15.11.2018
Дифференциация звуков Й- Ль в одном слове – действии
Чётко проговорить слова – действия. Уточнить значение незнакомых слов.
Заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.
Звук Рь
Произносить предложения со звуком Рь, выделять звук в каждом слове при произношении.
Мы Борису подарим снегиря в клетке.
В мае цветёт сирень и черёмуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растёт репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.
У Серёжи в ведре много грибов.
Андрюше примерили брюки.
Над дверью горит фонарь.
Закрепление произношения звука Р в историях-чистоговорках
Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую чистоговорку 3 раза. Затем повтори их по ролям: взрослый — начало (Ра, ра, ра), а ты — конец (роет крот нору с утра.)
Про крота
Ра, ра, ра – роет крот нору с утра.
Ро, ро, ро – у крота свое метро.
Ру, ру, ру – любит крот свою нору.
Ры, ры, ры – крот пророет две норы.
22.11.2018
Повтори каждое слово правильно, затем повторить 2, а затем 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.
Выпиливают — отпиливают — подпиливают; отклеивают — подклеивают — вклеивают; подглядывают — выглядывают — заглядывают; обливают — наливают — выливают; поехали — доехали — наехали; уехали — въехали — отъехали.
Закрепление произношения звука Р в историях-чистоговорках
Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую чистоговорку 3 раза. Затем повтори их по ролям: взрослый — начало (Ра, ра, ра), а ты — конец (вот хорошая игра.). Затем рассказывать наизусть.
ИСТОРИЯ В ЧИСТОГОВОРКАХ
Ра-ра-ра, вот хорошая игра.
Ру-ру-ру, поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро, попади мячом в ведро.
Ры-ры-ры, грустно детям без игры.
Звук Рь
Сложные словосочетания (проговаривать 3 раза за одно занятие)
Перерезать верёвку |
Перерисовать рисунок |
Перегрузить прицеп |
Перецепить прицеп |
Переварить варенье |
Приобрести рюкзак |
Ремонт на предприятии |
Дополнить предложения по картинкам, затем проговорить каждое предложение правильно с опорой на картинку.
Боря нарезал арбуз на…(тарелку).
(Курица)…сидит на заборе.
У реки корявое…(бревно).
Ребята во дворе порвали…(веревку).
29.11.2018
Звуки Ль – Й в словосочетаниях
Чётко проговорить каждую пару слов.
Лёгкие поленья
Любимый ельник Длинная линейка Купленная ель Угольная пыль Липкий фитиль Новый улей Постельное бельё Малиновая лейка |
Звук Р в стихотворных загадках
Не торопясь, выделяя звук Р, повторить загадку. Выучить, загадать родным и знакомым.
В добротной избушке
Живёт старушка.
Идёт на прогулку
И в зарослях бродит,
Но только из дома
Нигде не выходит. (черепаха)
Звук Рь
Сложные словосочетания (проговаривать 3 раза за одно занятие)
Приехать на территорию |
Перекричать секретаря |
Переехать перекрёсток |
Пристрелить тетерева |
Серебряный крестик |
Примерить брюки |
Перегреться на жаре |
6.12.2018
Звуки Ль – Й в словосочетаниях
Чётко проговорить каждую пару слов.
Легковой автомобиль
Политая лилия
Маленькая Юля
Лимонный коктейль
Липкий клей
Клейкие листья
Целебный бульон
Осиная талия
Тополиные листья
Оленья поляна
Звук Р в стихотворных загадках
Не торопясь, выделяя звук Р, повторить загадку. Выучить, загадать родным и знакомым.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло.
(Радуга)
с предыдущего занятия загадку повторять
Звук Рь
Закрепление звука Рь в словосочетаниях, в предложениях
«Скажи наоборот»
Искать матрёшку – прятать матрёшку
Уехать из деревни – приехать в деревню
Чистые брюки – грязные брюки
Холодная грелка – горячая грелка
Вечерняя зарядка – утренняя зарядка
Получить маргаритки – подарить маргаритки
Послушный ребенок – капризный ребенок
Прямое дерево – кривое дерево
Чистая тряпка – грязная тряпка
«Измени по образцу»
Я варю в кастрюле грибы.
Ты варишь в кастрюле грибы.
Он…
Она…
Мы …
Вы …
Они …
13.12.2018
Звук Р
Произносить и пересказывать тексты (ежедневно).
Прочитать рассказ. Затем чётко, выделяя все звуки Р в словах, повторить сначала каждое предложение, а затем ребёнок пересказывает весь рассказ целиком, взрослый оказывает помощь при необходимости.
Игрушки
У Федора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравиться играть со своими игрушками.
Звуки Ль – Й в словосочетаниях (повторять)
Чётко проговорить каждую пару слов.
Лёгкие поленья
Любимый ельник Длинная линейка Купленная ель Угольная пыль Липкий фитиль Новый улей Постельное бельё Малиновая лейка |
Легковой автомобиль
Политая лилия
Маленькая Юля
Лимонный коктейль
Липкий клей
Клейкие листья
Целебный бульон
Осиная талия
Тополиные листья
Оленья поляна
Звук Рь
Закрепление звука Рь в словосочетаниях, в предложениях
Упражнение «Из чего — какой?»
Говорит взрослый – говорит ребенок
Стул из дерева – деревянный стул
Мяч из резины — …
Бусы из рябины — …
Каша из риса — …
Суп из грибов — …
Каша из гречки — …
Платье из трикотажа — …
Костюм с брюками – брючный костюм
Ребенок с кудрями – кудрявый ребенок
Упражнение «Измени по образцу»
Я передвигаю старинное кресло.
Он…
Она…
Мы …
Вы …
Они …
20.12.2019
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, какими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко проговори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Звук Р
Закрепление произношения звука Р в предложениях, составленных как ответы на вопросы
Ответь на вопросы полными предложениями, чётко выделяя звук Р в словах.
Кто ранним утром убирает двор? (Ранним утром двор убирает дворник и т.д.)
Кто, сидя на воротах, громко каркает?
Кто рыбачит на заросшем пруду?
Что продают на городском рынке?
Для чего на дороге стоит светофор?
Что муравей несёт в муравейник?
Для чего Вера натирает морковь на тёрке?
Почему ведро закрывают крышкой?
Что воробьи заметили в кормушке?
Для чего фотографию вставляют в рамку
Почему рак забирается в водоросли?
Для чего в мороз надевают рукавицы?
Почему букет роз заворачивают в бумагу?
Звук Рь
Слова – подсказки: | ящеРица, | гРиб, | чеРепаха, | огуРец, |
пРищепка, | моРяк, | каРета, | пРинцесса, | |
богатыРь, | веРевка, | Ребенок, | шаРики, | |
ваРежки, | пахаРь, | кРесло, | скРипачка |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (ящерица, гриб, черепаха, огурец, принцесса, карета, моряк, прищепка и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала словосочетание «на Рисунке»:
на Рисунке – ящеРица
на Рисунке – гРиб
на Рисунке – чеРепаха и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у ящеРицы – гРиб, у чеРепахи – огуРец и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые нарядными, а неживые — резиновыми : ящеРица — наРядная, а гРиб – Резиновый, чеРепаха – наРядная, а огуРец – Резиновый и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна ящеРица, две ящеРицы, пять ящеРиц и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : гРиб — гРибочек, чеРепаха — чеРепашка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в сиреневый цвет, неживые предметы – в коричневый цвет.
8. Показывай и называй ящеРица – сиРеневая, гРиб – коРичневый, чеРепаха — сиРеневая и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между …, над …, под …, и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению (усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ящеРица и гРиб – ящеРица ест гРиб)
Следи за правильным произношением звука Рь!
10.01.2018
Звуки Ль – й в разных словах (называние по картинкам)
Следить за положением языка:
Ль – язык вверху
Й – язык внизу
Картинки с одинаковыми действиями в ед. и мн. числе.
пою-пели
танцую-танцевали
катаюсь-катались
хлопаю-хлопали
пью-пили
Ребенок смотрит на картинки и называет
Различение звуков Ль – Й в предложениях
— Чётко проговори предложения. Следи за произношением звуков Ль – Й.
У Лены юбка. | У Яны лимонад. |
У Любы ягоды. | У Юли лимон. |
У Лёни йод. | У Ильи лев. |
У Лёвы майка. | У Ульяны лейка. |
У Люды яхта. | У Яди лютики. |
Звуки Р, Рь
Прочитать. Проговорить каждое предложение вслед за взрослым. Прочитать еще раз. Затем ребенок пересказывает самостоятельно, соблюдая правила произношения звуков, взрослый помогает при необходимости.
СКАЗКА «ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ»
Прослушай забавную историю и объясни, что в ней смешного? Почему она названа сказкой? Отчего воробышек решил стать вороной? Нарисуй свою картинку к сказке и расскажи её целиком.
На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки. Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма. Наблюдавший за происходящим маленький воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану вороной!»
24.01.2019
Различение звуков Ль – Й в предложениях со словом «есть».
— Чётко проговори предложения. Следи за произношением звуков Ль – Й.
У Лены есть юбка. | У Яны есть лимонад. |
У Любы есть ягоды. | У Юли есть лимон. |
У Лёни есть йод. | У Ильи есть лев. |
У Лёвы есть майка. | У Ульяны есть лейка. |
У Люды есть яхта. | У Яди есть лютики. |
Закрепление произношения звука Рь в чистоговорках
Не торопясь, выделяя звук рь, произнести каждую чистоговорку. Затем произнести чистоговорки по памяти: взрослый – начало (ре – ре – ре), а ребенок– конец (терем на горе).
Ря – ря – ря – реки и моря
Ри – ри – ри – горели фонари
Рю – рю – рю – репу я варю
Ре – ре – ре – терем на горе
Арь – арь – арь – Рита ест сухарь
Ирь – ирь – ирь – на снегу снегирь
Рят – рят – рят – сяду в третий ряд
Рех – рех – рех – грецкий ем орех
31.01.2019
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения.
Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, а у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
При затруднении проговаривать медленно.
Звук Р
Выучить стихотворение «Ворона», чётко выделять звук Р в словах
Ворона воронёнку
Купила распашонку.
С розовым воротником
И с коротким рукавом.
Но вырос воронёнок
Из этой распашонки.
И теперь ворона – мать
Рубашку будет покупать.
На карманах у рубашки
Ворона вышьет по ромашке.
+ повторять чистоговорки со звуком Рь от 24.01.2019
14/02/2019
Повторить звуки Ль – й в предложениях от 31.01.2019
Звуки Р, рь
Закрепление произношения звуков Р, Рь в рассказах
Чётко, выделяя звуки Р, Рь, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
Рваная рубаха
Серёжа играл с ребятами во дворе. Он полез на дерево и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Серёжа, что мама его отругает. Пришёл домой и спрятал рубаху в грязное бельё. Скоро мама пришла с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Серёжу и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»
Выучить стихотворение, соблюдая правила произношения звука Рь. Проговаривать ежедневно.
У моей сестры Марины
Щеки словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.
21.02.2019
ЗВУКИ Р — Л
- Повтори предложения.
Три слова.
Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова даёт молоко. Юла — подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.
Четыре слова.
Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рифмовках
Четко проговори стихотворение. Заучи. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали.
Яму объехали
И домой поехали.
+ повторять предложения со звуками Ль – Й от 31.01.2019
28.02.2019
ЗВУКИ Р — Л
- Повтори предложения.
Четыре слова.
Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон — друзья. Лопух рос у дороги.
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повторить сначала каждое предложение, а затем пересказать рассказ, соблюдая правила произношения звуков ль — й.
ДИКИЕ ЛЕБЕДИ
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.
7.03.2019
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повторить сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».
ЗВУКИ Р — Л
- Повторить предложения.
Четыре слова.
Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш.
Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Рая вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон — друзья. Лопух рос у дороги.
14.03.2014
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рифмовках
Четко проговори стихотворение. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Мой Илья такой лентяй,
Только отдых подавай.
Дали лейку:
— Лить не буду!
— Ну, тогда помой посуду
Или книги клеем склей,
Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
— Нет! Нет! Нет!
Звуки Р – Л
— Проговори словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л].
Спелый персик.
Кислый крыжовник.
Белый кролик.
Шустрая белка.
Старое кресло.
Горный орёл.
Мелкий брод.
Полосатый матрас.
Белый мрамор.
Лавровый лист.
Гладкая дорога.
Глубокий ров.
Летняя гроза.
Сливочное мороженое.
Хлебные крошки.
Бронзовая люстра.
У Милы жар.
Шутки-чистоговорки на дифференциацию Л-Р
ла, ла, ла — у меня пила
pa, pa, pa — высокая гора
ло, ло, ло — в комнате тепло
ро, ро, ро — у меня перо
ол, ол, ол — мы вымыли пол
op, op, op — у Ромы топор
алка, алка — у Коли палка
арка, арка — у Юры марка
21.03.2019
Шутки-чистоговорки для дифференциации звуков Л-Р
ла, ла, ла — у меня пила
ор, ол, ор — у Ромы топор
ол, ор, ол — мы мыли пол
ло, ло, ро — у меня перо
ро, ро, ло — днем светло
ар, ал, ар — в бане пар
ал, ар, ал — темный подвал
ра, ла, ра — на дереве кора
ла, ра, ла — острая пила
ры, лы, ры — купили топоры
лы, ры, лы — летели орлы
Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повторить сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
4.04.2019
Выучить наизусть стихотворение. Следить за произношением звуков [р, л].
Говорит слонихе слон:
С детства я люблю бульон.
Сто кастрюлек съел бы сразу,
Но не пробовал ни разу.
Подробный пересказ текста. Следить за произношением звуков [р, л].
Кто вперёд.
Мама налила Кларе молоко и дала булку: «Пей, молоко, Клара». А Клара отлила молока Мурке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!».
Звуки й – ль контролировать в разговорной речи. Повторять предыдущие задания (предложения, стихи, рассказы).
11.04.2019
Звук Ль в предложениях
Любой ребенок точно знает,
Что по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
«Кто летает, а кто – нет?»
Летит – летит самолет? – Да, летит – летит самолёт.
Летит – летит пулемет? – Нет, не летит – не летит пулемет.
Летит – летит синица? – Да, летит –летит синица.
Летит – летит лисица? – Нет, не летит – не летит лисица.
Летит – летит кукушка? – Да, летит – летит кукушка.
Летит – летит лягушка? – Нет, не летит – не летит лягушка.
Летит – летит совёнок? – Летит – летит совёнок?
Летит – летит телёнок? – Нет, не летит – не летит теленок.
Летит – летит птица? – Летит – летит птица?
Летит – летит львица? – Нет, не летит – не летит львица.
Звук Ль в самостоятельно составленных предложениях
Упражнение «Что сделать – что сделали Оля и Коля»
Говорит взрослый – Говорит ребенок
Налить воду в лейку – Оля и Коля налили воду в лейку
Полить лилии — Оля и Коля полили лилии
Лететь на самолете — Оля и Коля летели на самолёте
Болеть за команду — Оля и Коля болели за команду
Сходить в поликлинику — Оля и Коля сходили в поликлинику
Слепить льва — Оля и Коля слепили льва
Побелить стену — Оля и Коля побелили стену
Вымыть линолеум — Оля и Коля вымыли линолеум
25.04.2019
Звуки й – ль , р — л контролировать в разговорной речи.
+ Выполнять задания по лексическим темам (см. рубрику Рекомендации для родителей по закреплению пройденных лексических тем)
+ Развитие фонематического восприятия (Различение звуков на слух):
Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па ка-на-па | па-ка-та га-ба-да |
фа-ха-ка ба-да-га | ма-на-ва ка-ва-ха и т.д. |
Аналогично – с гласными у, о, ы;